Регулирующий клапан
Регулирующий клапан считается наиболее распространенным классом трубопроводной арматуры, обеспечивающей непрерывное и прерывающееся (дискретное) регулирование прохода и давления.
Оборудование управляется, как вручную, так и с помощью электро, пневмо или гидропривода (редко). Широко используется в системе центрального водоснабжения ТЭЦ, сфере ЖКХ, котельных, тепловых пунктов. На промышленных магистралях для пропуска агрессивных сред, как регулирующая и отсечная арматура.
Особенности эксплуатации
В зависимости от конструкции регулирующий клапан разделяется:
- ограничительные:
- разделительные;
- смесители.
Ограничительные клапаны имеют два патрубка (двухходовая арматура), принцип работы основан на изменении площади проходного сечения, вплоть до герметично закрытого. Первичная настройка определяет дальнейшее автоматическое управление работы.
Трехходовой клапан имеет три патрубка и предназначен для смешения потоков и пропуск рабочей среды в центральный патрубок, или для разделения центрального потока на два смежных.
Узел, в зависимости от конструктивного исполнения и материала, предназначен на монтаж на все технологические магистрали диаметром 10 -3000 мм., под пропуск рабочей среды, максимальная температура которой 220о С:
- пар;
- вода;
- газовые смеси;
- слабоагрессивные щелочные отсевы химического производства;
- нефть.
Устройство трехходового клапана предполагает установку фильтра грубой очистки перед оборудованием.
Особенности конструктивных типов
Вне зависимости от типа узла прямой регулировки, клапан состоит:
- Корпус. Материал изготовления: чугун, сталь углеродистая. Для установки на магистрали с агрессивной средой сплавы титановые, никелевые Хастеллой, с дополнительной оцинковкой стальных элементов.
- Уплотнитель. Используется высокопрочный каучук, шаровой графит для сальниковых конструкций.
- Шток.
- Плунжер.
- Седло.
По типу присоединения к трубопроводу используются все виды монтажа.
- Установка на фланцы под все классы ГОСТ (от 1 по 9).
- Муфтовое присоединение. На магистрали диаметром до 70 мм.
- Резьбовое.
Для обеспечения дополнительной герметичности установки используют приварку после монтажа на фланцы и муфту.
Классификация регулирующего элемента
Конструктивно регулирующий клапан разделяется по типу затвора.
- Клеточный поршневой узел.
- Мембранный.
- Седельный (двухседельный).
- Золотник.
В седельных клапанах используется игольчатый (тарельчатый, стержневой) плунжер в качестве подвижного элемента. Перемещение плунжера перпендикулярно проходу меняет площадь сечения, за счет чего достигается необходимый параметр регулировки. Арматура двухседельной конструкции отличается четкой балансировкой плунжера и герметичным отсеканием рабочей среды в положении закрыто.
В клеточно-поршневой конструкции запорный элемент представляет собой цилиндр, перемещающийся в перфорированной гофре, которая выполняет функцию седла.
В мембранных конструкциях в качестве затвора используются гибкие мембраны, изготовленные из фторопласта, резины. Арматура отличается малым износом и высокой коррозионной устойчивостью при работе с агрессивными средами. В оборудовании устанавливаются позиционеры для коррекции положения штока.
Преимущества использования
Двухходовой (трехходовой) регулирующий клапан может устанавливаться на вертикальный, горизонтальный сектор магистрали и отличается следующим.
- Срок интенсивной эксплуатации от 10 лет.
- Оборудование ремонтопригодно, не требует полного демонтажа с магистрали.
- Технический контроль не предусмотрен. Осмотр производится планово после первичной настройки 1 раз в 3 месяца. Диагностика работы привода 1 раз в 15 дней.
Установка арматуры обеспечивает:
- Снижение вибрации трубопровода.
- Уменьшение кавитационного износа системы.
- Защиту подключенных агрегатов.
К недостаткам трехходовой арматуры можно отнести сложность монтажа клапана регулирующего на большие диаметры трубопровода, на небольшой площади за счет значительной строительной длины и веса.