Архитектура и дизайн интерьера строений древней Руси
Архитектура и дизайн интерьера строений древней Руси. Средневековая Русь: Галицкое княжество на западе, Владимиро-Суздальское и Муромо-Рязанское на востоке, Новгородская земля на севере, Киевское и Переяславское княжества на юге. В том месте, где река Нерль впадает в Клязьму, свыше восьми столетий на Владимирской земле стоит церковь Покрова. Ровесница Москвы, она и сегодня поражает своей благородной красотой. Изящное в пропорциях сооружение с резным каменным орнаментом прекрасно гармонирует с живописным окружением. Над бескрайними просторами Онежского озера более двух столетий высятся сооружения острова Кижи. Чудо деревянного зодчества -двадцатидвухглавая Преображенская церковь, возведенная без единого гвоздя. Мастера, используя известные ранее формы и приемы композиции, создали впечатление сказочного великолепия. Пирамидальное построение объемов церкви и обилие прихотливо изгибающихся кривых делают здание необычайно живописным, несмотря на сдержанность и простоту рубленых стен. Преображенская церковь в Кижах. Восьмивековая история древнерусской архитектуры и дизайна интерьера представляется почти целостной картиной стилистических черт и признаков.
До XI века на Руси применяли исключительно дерево. В последующие периоды все большее место начинает занимать камень. Что возводили русские люди в те далекие времена? В каменном светском строительстве преобладали асимметричные живописные здания, составленные из ряда простых объемов палат, соединенных переходами и галереями. Церковное зодчество утвердило на века тип кубического храма. Внутри здания четыре, шесть и более столбов несли своды и купола. Число последних от одного до пяти. При такой единой пространственной схеме русские церкви и соборы чрезвычайно разнообразны по размерам, формам, декоративному убранству.
Вплоть до XVI века включительно подавляющее большинство сооружений внутреннюю структуру четко выражало во внешних формах. Софийский собор в Киеве. Первые важные шаги в культуре Руси, были сделан в период расцвета Киевского государства. Патриарх русского зодчества Софийский собор в Киеве за свою многовековую историю не раз перестраивался. Первоначально это был пятинефный храм с тридцатью главами, из которых пять средних более крупные, а центральная осевая самая большая. С восточной стороны, как и положено по церковным канонам, каждый неф завершается апсидой, где размещается алтарная часть. Внутри стены и своды покрыты сплошным ковром монументальной фресковой живописи и мозаики. Декоративное внутреннее убранство интерьера Софии Киевской, органично связанное с архитектурой здания высшее достижение искусства той эпохи. Софийский собор в Великом Новгороде.
Великий Новгород. Великий Новгород второй по значению и величине город Киевской Руси. В 1045 1052 годах здесь воздвигли свой Софийский собор пятинефное крестово-купольное здание. Однако оно имеет лишь три апсиды и пять куполов. Почти отсутствуют декоративные детали. Выразительность архитектуры достигается большими поверхностями стен, расчлененных темными пятнами простых, преимущественно вертикальных, ничем не обрамленных оконных проемов. Стилевые особенности новгородской архитектуры сохраняются и в дальнейшем ее развитии. Новгородская республика, образовавшаяся в XII веке, меняет характер архитектуры. Большие храмы княжеского периода правления уступают место скромным однокупольным церквам, как, например, церковь Спаса на Нередице близ Новгорода.
Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. Здесь, три продольных нефа при одном куполе, который опирается на четыре внутренних столба. Внутренние своды обусловили появление на фасадах арок-закомар. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Луковичная форма купола позднейшая переделка. Первоначально купола всех древнерусских храмов имели шлемовидную форму.
Стены церкви Спаса на Нередице покрыты обмазкой и побелены. Слегка неровные линии оштукатуренных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток (плоских вертикальных выступов без капителей), закомар придают сооружению мягкую пластичность. Внутреннее убранство церкви также достаточно типично: поверхность стен и сводов расписана фресками, изображавшими святых и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок голубоватый фон с охристыми, коричневатыми и белыми пятнами ликами святых, нимбами, деталями одежды. Архитектура Пскова близка новгородской.
Однако, многочисленные одноглавые церкви, сооруженные из местного околотого плитняка, более массивны. Колоколен в Новгороде и Пскове не строили. Они появились в Москве в XV веке. Псковский аналог им звонница. Это каменная стенка, завершающаяся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешены колокола. Успенский собор во Владимире. Владимир и Суздаль. Владимиро-Суздальская земля дала миру такие шедевры как: соборы Успенский, Димитриевский во Владимире, а также церковь Покрова на Нерли.
Самое крупное и величественное здание княжества Успенский собор. Внутреннее и наружное убранство храма поражали современников неслыханной по тому времени роскошью, обилием позолоты, цветных тканей. Стройное изящное белокаменное здание легко несло сверкающие главы, доминируя в архитектурном ансамбле Владимира. Расположенный рядом Димитриевский собор меньше Успенского. Это дворцовая церковь княжеского двора. В ее архитектуре решающую роль играют удивительной красоты белокаменные резные рельефы, восходящие к народной резьбе по дереву.
Содержание украшений народные сказочные и былинные образы, мотивы христианских легенд. Обилие декоративных деталей придает зданию нарядный, торжественный характер. При этом, не утрачивается чувство меры: нижняя часть храма имеет гладкие стены, что эффектно подчеркивает орнаментальные украшения и усиливает их художественное воздействие. Димитриевский собор во Владимире.
Примечательна еще одна страница русской архитектуры, связанная со строительством Москвы. Пять веков стоит Московский Кремль с кирпичными стенами, дошедшими до наших дней. Некогда самая крупная крепость Европы, сегодня он поражает обилием форм, разнообразием архитектуры, олицетворяющей связь времен русской истории. Три примера всемирно известных произведений московского зодчества дают представление о многообразии архитектурных решений в рамках национальных традиций. Главное здание Московского Кремля Успенский собор. Конструктивные решения храма (крестовые своды, лопатки-контрфорсы, железные связи) позволили сделать стены и внутренние столбы тоньше, пролет сводов больше, внутреннее пространство просторнее и светлее. Хотя собор создавали по образцу владимирских храмов, его архитектура самобытна. Простая, статичная композиция, минимум декоративных элементов эти качества вполне созвучны эпохе создания централизованного государства. Церковь Покрова на Нерли.
В 1532 году, в царской усадьбе селе Коломенском, близ столицы, на высоком берегу реки Москвы поднялась церковь Вознесения. Она отличалась необычным завершением шатровой формы, которая, по свидетельству летописи. Чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде того в Руси. Художественная выразительность ее, конструктивная смелость решения, динамичность производят впечатление и в наши дни. Несомненна связь архитектуры сооружения с традициями русского деревянного зодчества. Церковь Вознесения оказала влияние на последующее развитие отечественного зодчества: тип стройной высокой композиции в ансамбле стал с того времени характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.
Церковь Вознесения в Коломенском. Москва. Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), возведенный в 1555 1560 годах зодчими Бармой и Постником на Красной площади символ освобождения народа от татарского ига. В его необычайно живописной и динамичной композиции, красочном богатстве и убранстве интерьера с особой силой проявились черты народной архитектуры XVI века. Центральная шатровая башня собора напоминает церковь в Коломенском. Важная особенность архитектуры собора гармоничность при обилии составляющих ее элементов. Богатство облика сооружения создано за счет виртуозного использования двух материалов: кирпича и белого камня. Пять типов профилей обработки кирпича, повторяясь в разных сочетаниях, создают многообразие декора. Пример художественного единства целого и частей в Покровском соборе едва ли имеет аналоги не только в русской, но и в мировой архитектуре. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве.
Несмотря на развитие после XI столетия каменного строительства, деревянная архитектура продолжала оставаться преобладающей. В селах и деревнях сооружения возводились из дерева. Деревянное зодчество выполняло те же практические задачи, что и современное ему каменное, и развивалось в том же направлении. Однако, специфика материала влияла на конструкцию сооружений, размеры и внешний облик.
Основной элемент бревно и брус. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные по концам врубками, образуют венец. Укладывая горизонтально один венец на другой, получают сруб. Размеры сруба определяются размером бревна. Поэтому, для больших и протяженных зданий приходилось соединять несколько срубов. Квадратный в плане сруб получил название четверик. Сруб, образованный в плане восемью бревнами восьмерик. На различных сочетаниях четвериков в нижней части здания и восьмериков в верхней, а также венчающего пирамидального шатра строится архитектурный облик древнерусских церквей.
В ряде случаев, сложная композиция деревянных церквей создавалась дополнением пристроек-прирубов, а силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Деревянный сруб, реже несколько срубов, присоединенных друг к другу основа традиционного русского крестьянского дома. Завершала здание двускатная крыша. По этому принципу часто, главным образом на Севере, строили большие деревянные дома на подклетах этажах служебно-хозяйственных помещений.
Церковь Покрова в Филях.1693 г. Москва. В XVII веке русское зодчество, продолжая развивать приемы предшествующих столетий, становится более декоративным. Особой нарядностью отличаются каменные церкви. Широко используется фигурная кладка из профилированного кирпича с включением белого камня. Окна в дворцовых зданиях обрамляют белокаменными наличниками и фронтонами различного рисунка.
Стены отделаны пилястрами и поэтажными колонками. В парных окошках в перемычки иногда помещают гирьки декоративные украшения арочного проема обычно из резного камня. В ряде случаев применяют изразцовые детали. На высоком берегу реки Москвы в 1693 году появляется изящное пятиглавое сооружение, краснокирпичные стены которого украшены белокаменным декором. Церковь Покрова в Филях характерная представительница стилевого направления русской архитектуры конца XVII начала XVIII века. Оно получило название нарышкинского барокко по фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и окрестностях в основном строили нарядные церкви, как, например, церковь Троицы в селе Троице-Лыково. Церковь Троицы в селе Троице-Лыково. Сооружения этого стиля характерны обилием декоративных узоров и архитектурных форм преобразованных элементов западноевропейской архитектуры.
Нарышкинское барокко (хотя, собственно, барокко как стиль придет в русскую архитектуру несколько позже) символизирует переход от древнерусской безордерной средневековой архитектуры к последовательно ордерной. Этот стиль на рубеже столетий завершает художественное развитие древнерусского зодчества и интерьерного дизайна допетровского времени. При подготовке публикации были использованы материалы статьи Древняя Русь: поэзия дерева и камня Г.Искржицкого, М.1989 г. Читайте также.