Авторская декоративная плитка
Авторская декоративная плитка. Сегодня более всего ценится уникальность интерьера, а она невозможна без индивидуального дизайн-проекта и эксклюзивных отделок. И, хотя выбор отелочных материалов достаточно широк, тем не менее, даже в таком многообразии бывает сложно отыскать оригинальные решения. Но всегда остается палочка-выручалочка ручная работа. В этой статье речь пойдет о штучной декоративной плитке ручной работы. Изготовлением такой продукции занимаются как многие европейские компании и мастерские, так и развернувшие деятельность на территории СНГ. Это, прежде всего, фабрики ECO CERAMICA, CERASARDA, MANET TILES, THEWINCHESTER TILE COMPANY. Все эксклюзивное, как известно, стоит недешево. И это понятно, ведь такие изделия не стоят на потоке, а их уникальность обеспечивается руками мастера. Некоторые плитки ручной работы могут стоить до 12 000 рублей за штуку, но в среднем цена уникальной плитки колеблется в пределах 1500-10 000 рублей за штуку. Многим может показаться такая цена неразумной, но на всякий товар находится покупатель, а спрос, как известно, рождает предложение. Плитка ручной работы была и остается востребованной, хотя и не в массовых масштабах, однако в этом ее и преимущество как отделки. Логика здесь проста: чем недоступнее отделка, тем меньше шансов встретить ее у соседей и знакомых. Но с другой стороны высокая цена плитки обусловлена также и довольно сложным процессом производства. Все начинается с выбора сырья. Для эксклюзивной плитки подходит только высококачественная каолиновая глина без песка или с очень малым его количеством, а также со строго определенным минеральным составом. Замешивается эта глина не так, как на конвейере, где исходным сырьем служит просеянный глиняный порошок. Глина для плитки от кутюр вначале разводится водой до очень жидкой консистенции, после чего ей дают отстояться несколько дней. За это время легкие включения всплывают, а тяжелые оседают на дно чанов, что позволяет взять для работы средний чистый слой. Полученную лепную массу подсушивают и формируют из нее бруски, которые затем раскатывают на формовочном столе, застеленном мокрой тканью. После раскатки глиняного бруска получается блин заготовка будущей плитки. Из этого блина вырезают фигуру необходимой формы, а излишки будут собраны в новую лепную массу. На следующем этапе заготовкам придают фактуру, делая оттиск грубой тканью, ваяя шпателем или специальными деревянными палочками. Плитку со сформированным рельефом лицевой поверхности отправляют на первичный обжиг, после которого наносят роспись, глазурь и вторично обжигают. В зависимости от задумки мастера, плитка может быть простой формы или со сложным рельефом и тонкой росписью. Соответственно это будут разные изделия по стоимости, но в любом случае плитка является авторской, а значит уникальной. Она несет в себе стиль и индивидуальные черты, которые так востребованы в эксклюзивных интерьерах. Внешне плитка ручной работы выглядит с точки зрения технологии несовершенно, но именно за это ее и ценят. Неровные края, грубоватая поверхность и даже следы от пальцев все это признаки ручной работы, придающие отделке неповторимый шарм. Но, несмотря на кажущуюся произвольность, все эти признаки не выходят из строго определенных рамок. Модели плитки, предназначенные для облицовки, отлично стыкуются друг с другом. Укладка авторской плитки отличается от укладки штампованных изделий. Разумеется, основание должно быть чистым, ровным и прочным. Очень важно тщательно продумать раскладку, т.к. даже в рамках одной коллекции плитки будут существенно различаться по тону фактуре и рельефу. Необходимо разложить плитки по сухому , причем желательно на всей отделываемой поверхности. Если отделывается не пол, а стена, то сухую раскладку производят на полу, очертив размеры отделываемого участка стены. После того, как найдена наиболее удачная комбинация, плитку нужно наметить по координатам, либо просто переносить на отделываемую поверхность непосредственно. В случае если плитка укладывается не на бетонный пол, а на деревянный, предварительно необходимо настелить и зафиксировать металлическую сетку, которая обеспечит хорошее сцепление с покрытием. Плиточный клей-цемент должен полностью перекрывать сетку, чтобы получалась ровная поверхность. За один раз нужно укладывать не более 1 м , поскольку клей схватывается быстро. Поверх основания наносится еще один слой клеевой смеси, который уже разравнивается зубчатым шпателем. Если тыльная сторона плитки вогнутая (а так у авторской плитки бывает часто), то необходимо чтобы клеевая подушка была особенно надежна, иначе черепок может лопнуть при вертикальной нагрузке. Насколько правильно подобрана высота зубца шпателя можно проверить, уложив и, затем, сняв одну плитку, вся ее тыльная сторона должна быть вымазана клеевой смесью. Если на пробной плитке видны полоски значит, высота зубца недостаточная. Зазоры между плитками ручной работы делаются больше, чем обычно. Как правило, это 10-12 мм. Относительно большие зазоры необходимы для того, чтобы компенсировать нарочито неровные края плитки. Керамические панно. Из эксклюзивной авторской плитки, в силу ее немалой цены, нередко создают не сплошные отделки, а небольшие декоративные панно. Такие панно могут украсить ванную, кухню, столовую да, впрочем, что угодно. Декоративное плиточное панно представляет собой две и более плиток, объединенных одним рисунком или композицией. Плиточные панно могут заменить картину или модный постер на стене, украсить панели и даже пол. Производители фабричной плитки тоже нередко предлагают панно, однако его декоративный эффект не сравнить с тем, которым могут похвастаться авторские изделия. Более того, у заказчика изделий, ручного изготовления, есть возможность самому определить дизайн панно. У авторской плитки рисунок выполнен росписью, а не штампом или иным машинным способом. Роспись выполняется непосредственно перед обжигом, чтобы температура закрепила специальную краску. Основные техники нанесения краски на плитку роспись кистью, нанесение трафарета, шелкография, ручной принт. Автор текста: М. Тамилин.